15 сентября 2018 года был представлен проект победителя 4-й художественной резиденции Gogova Foundation - Василия Сумина, выпускника Школы Родченко.
Проект получил название «Станция YE5» и посвящен изучению наследия эпохи советского модернизма и современности в академическом городке. Отправными точками для автора проекта являются история места, которую он восстанавливает по архивным записям и разговорам с жителями поселка, которые находятся здесь с момента его возникновения. История отечественной астрофизики и советского модернизма здесь смешивается с повседневным мышлением современного человека. Проект состоит из нескольких частей: аудиоинсталляции и тотальной инсталляции с видеоэссе. Аудиоинсталляция представлена в форме коммуникации между неодушевленными объектами, ведущими диалог друг с другом. Диалог двух телескопов, наблюдающих за одной и той же звездой в спектральном и фотометрическом режимах, диалог сверхновых звезд с отблесками других планет. Послание людей природе, частью которой стали возведенные здесь в советском прошлом объекты о конце самой эпохи. Таким образом автор проекта взаимодействует с призраками советского модернизма и силами природы, посылая сообщение безликой природе вещей, в результате чего они обретают свое значение и дух. Участник этой аудиоинсталляции становится свидетелем взаимодействия объектов, которые вплетены в картину мира местной научной коммуны. Аудиоинсталляция будет представлять собой прогулочный тур по разным звуковым точкам на территории радиотелескопа РАТАН-600.
Результатом исследования будет ответ на вопрос, каким образом в данном месте происходит смесь культурных кодов советской эпохи и современноий культуры. Отправными точками для автора проекта являются история места, которую он восстанавливает по архивным записям и разговорам с жителями поселка, которые находятся здесь с момента его возникновения. История отечественной астрофизики и советского модернизма здесь смешивается с повседневным мышлением современного человека.
Проект состоит из нескольких частей: аудиоинсталляции и тотальной инсталляции с видеоэссе. Аудиоинсталляция представлена в форме коммуникации между неодушевленными объектами, ведущими диалог друг с другом. Диалог двух телескопов, наблюдающих за одной и той же звездой в спектральном и фотометрическом режимах, диалог сверхновых звёзд с отблесками других планет. Послание людей природе, частью которой стали возведенные здесь в советском прошлом объекты о конце самой эпохи. Таким образом автор проекта взаимодействует с призраками советского модернизма и силами природы, посылая сообщение безликой природе вещей, в результате чего они обретают свое значение и дух. Участник этой аудиоинсталляции становится свидетелем взаимодействия объектов, которые вплетены в картину мира местной научной коммуны. Аудиоинсталляция будет представлять собой прогулочный тур по разным звуковым точкам на территории радиотелескопа РАТАН-600.
Второй частью проекта будет пространственная инсталляция в виде исследовательской станции. Художник создает архив данных из найденных им документов и изображений, а также услышанных устных историй. Частью станции станет двухканальное видеоэссе, в котором автор показывает истории людей, находящихся в разной степени под влиянием советских артефактов и специфической геопозиции места. Станция осуществляет попытку восстановить цельную картину прошлого данного места, используя полученные разрозненные данные для того, чтобы понять настоящее. Однако в отсутствие собственной документированной истории поселка и какой бы то ни было таксономии исследование прошлого сопряжено с собственной интерпретацией многих событий, из-за чего реальность полученной картины может быть поставлена под сомнение. Был ли в действительности разговор двух телескопов, реально ли влияние агентности телескопа на наблюдателей или всё это выдумка работников исследовательской станции? Этими вопросами автор проблематизирует отсутствие архива САО РАН, связанного с историческими событиями самого поселка, что дает возможность свободной интерпретации истории этого места. Следовательно, память и идентичность местных жителей и всего посёлка также находится в неопределенном состоянии и открытости для интерпретации даже в области хронологических событий.